Разрыв мениска

Во время занятий спортом колено часто испытывает сильную нагрузку. В результате сгибания или разгибания с одновременным вращением ноги внутрь может произойти разрыв медиального мениска коленного сустава. При вращении наружу происходит разрыв наружного мениска. Эти структуры представляют собой хрящевые прокладки, выполняющие функцию амортизаторов. Обычно их повреждение врачам приходится лечить хирургическим методом.

Разрыв мениска – самое частое заболевание колена. Разрыв мениска коленного сустава имеет одну из двух причин:

• травма;
  • дегенеративный процесс.

Иногда эти две причины сочетаются: при занятиях спортом или физической нагрузке происходит повреждение дегенеративно измененной хрящевой структуры.

После разрыва мениска коленного сустава симптомы со временем могут уменьшиться даже без лечения. Но часто сохраняются остаточные явления, такие как нарушение подвижности и неустойчивость, а со временем развивается артроз, который уже через 8-10 лет требует проведения эндопротезирования сустава. Чтобы избежать осложнений, разрыв мениска колена необходимо лечить своевременно.

Виды

В зависимости от того, в каком месте порван мениск, разрыв может быть:

• продольный;
  • радиальный разрыв мениска;
  • горизонтальный;
  • в форме ручки лейки;
  • лоскутный разрыв мениска;
  • разрыв рампы (задний отдел пояска, располагающийся возле капсулы сустава).

Разрыв мениска

При разрыве мениска симптомы обычно следующие:

• боль в зоне суставной щели;
  • при сгибании колена боль перемещается на заднюю поверхность ноги;
  • положительный тест Макмюррея (вращение ноги с разгибанием вызывает хруст).

При сборе анамнеза врач выясняет, что вероятный разрыв мениска коленного сустава произошел при физической нагрузке, в момент поворота ноги или приседания. Часто пациенты жалуются на ограничение движений в суставе, невозможность разогнуть ногу и щелкающие звуки.

Обычно при обращении в острый период травмы наблюдается гемартроз (скопление крови в суставе). Кроме того, у некоторых больных имеет место комбинированный разрыв мениска – пациент одновременно может разорвать связки и капсулу сустава. Из связок чаще всего страдают боковые и передняя крестообразная.

Застарелый надрыв мениска может сопровождаться атрофией квадрицепса бедра на стороне поражения. Периодически колено опухает.

По возможности диагноз подтверждают неинвазивным методом. МРТ позволяет определить признаки разрыва мениска коленного сустава с вероятностью до 95%. Уточняется степень изменения по Stoller. Надрыв мениска коленного сустава констатируют при выявлении изменений 3 степени.

В некоторых клиниках используется рентгенография, так как отсутствуют технические возможности для проведения МРТ. Этим способом надорванный мениск удается выявить реже – чувствительность методики составляет 60-90%.

В сложных диагностических случаях для выявления разрыва внутреннего мениска или внешнего, а также определения особенностей травмы и сопутствующих повреждений врач проводит диагностическую артроскопию.

МРТ

Очень редко при разрыве медиального мениска коленного сустава лечение проводится консервативным методом. Эти структуры плохо кровоснабжаются, поэтому практически не регенерируют. Самопроизвольное заживление возможно только при минимальных разрывах (до 1,5 см) в зоне капсулы коленного сустава.

Гораздо чаще при разрыве мениска лечение проводится хирургическое. Основные операции:

• шов – применяется при отрыве заднего рога, а также продольном разрыве;
  • парциальная резекция (частичное удаление) – при разрыве мениска коленного сустава лечение с помощью этой операции применяется у большинства пациентов.

Реже используется менискэктомия (полное удаление). В последние годы получены убедительные данные о развитии тяжелого артроза у пациента после менискэктомии, поэтому эта операция проводится только в крайних случаях, и после неё желательно выполнение трансплантации мениска.

На решения врача влияет локализация повреждения. Латеральный мениск имеет гораздо большее значение для сохранности функции сустава, поэтому крайне нежелательно удалять его полностью. По возможности выполняют восстановление или резекцию в как можно меньшем объеме. В то же время разрыв медиального мениска встречается чаще, но реже приводит к осложнениям. При его повреждении возможны более обширные резекции с минимальным риском развития артроза в будущем.

Лечебная тактика во многом зависит от возраста пациента. У молодых, физически активных людей по возможности отрыв мениска лечат путем восстановления его целостности, даже если это связано с техническими трудностями и более длительной реабилитацией. У пожилых пациентов часто присоединяется дегенеративный процесс в суставе. У них чаще проводится резекция, особенно при разрыве внутреннего мениска коленного сустава, так как этот вариант лечения снижает риск повторных повреждений в будущем, требующих хирургического вмешательства.

При выборе тактики учитываются и пожелания пациентов. После шва мениска требуется длительная реабилитация, что не всегда приемлемо для профессиональных спортсменов, желающих как можно быстрее вернуться к тренировкам и соревнованиям. В то же время резекция позволяет уже через несколько недель давать максимальные нагрузки на прооперированную ногу.

Для выполнения любых операций могут использоваться разные доступы: артроскопия или артротомия. Артротомия предполагает открытый доступ к коленному суставу. Операция постепенно уходит в историю, так как она более травматична, обеспечивает худшие эстетические результаты. К тому же, она не позволяет рассмотреть задние отделы сустава. В большинстве клиник надрыв мениска коленного сустава лечат с помощью артроскопии – минимально инвазивной операции, выполняющейся через короткие разрезы.

артроскопия

После операции

Сразу после операции выполняется наложение асептической повязки. Уменьшение отека, развивающегося в результате травматизации тканей, обеспечивается возвышенным положением конечности. Локальное охлаждение уменьшает боль и воспалительный процесс.

В первые несколько суток после операции могут быть использованы антибиотики. Они позволяют предотвратить инфекционные осложнения. Анальгетики применяются по потребности.

Движения в суставе не запрещены. Но в первую неделю колено не рекомендуют сгибать более чем на 90 градусов. Ходьбу ограничивают только у пациентов, у которых помимо признаков разрыва мениска были выявлены дегенеративные изменения в хрящевой ткани, а также повреждения других внутрисуставных структур. Для них целесообразно использование костылей и максимальное ограничение ходьбы в течение первых 2-3 дней с целью профилактики кровоизлияний в сустав.

С 4-5 дня начинаются дозированные нагрузки. Уже через 10-12 дней допускается перенос всей массы тела на оперированную ногу при ходьбе. Но в этот период не рекомендуется долго стоять.

В среднем человек находится в больнице 3 дня. Тренировки после резекции мениска начинаются через 3 недели, а через 6 недель пациент уже может давать максимальную нагрузку на оперированную конечность.