Повреждении медиального мениска

Медиальный мениск коленного сустава повреждается чаще латерального (наружного). Травмы этой анатомической структуры менее критичны для функции сустава и реже приводят к развитию артроза. Часто при повреждении медиального мениска лечение проводится технически более простое, с меньшим периодом реабилитации. Большинству пациентов с этой травмой требуется хирургическое вмешательство.

Обычно медиальный мениск колена повреждается в результате:

• травмы;
  • дегенеративного процесса.

Травматическое повреждение медиального мениска коленного сустава чаще происходит у молодых людей, в том числе у профессиональных спортсменов. Во время приседания или форсированного вставания из положения сидя происходит поворот ноги внутрь при фиксированной стопе. В итоге медиальный мениск оказывается зажатым между суставными поверхностями коленного сустава и может быть разорван.

Дегенеративные повреждения возникают на фоне остеоартроза. Болеют преимущественно пациенты старше 55-60 лет. В анамнезе не определяется момент травмы, но по результатам инструментальной диагностики констатируется повреждение медиального мениска.

Основные виды разрывов: продольные, радиальные, лоскутные, горизонтальные, в форме ручки лейки, повреждения заднего или переднего рога медиального мениска, разрыв рампы, а также комбинированные повреждения, сочетающие сразу несколько перечисленных вариантов.

травмы

Симптомы

При обращении пациента в острый период травмы повреждение медиального мениска симптомы обычно имеет следующие:

• боль в ноге;
  • припухлость;
  • блокада колена – больной не может разогнуть ногу (периодически блокады проходят и снова появляются);
  • щелчки и хруст при движениях;
  • ограничение подвижности;
  • неустойчивость.

В ходе обследования пациента врач проводит клинические пробы, позволяющие установить объективные симптомы повреждения медиального мениска коленного сустава и отличить это состояние от других травм. Доктор вращает голень пациента, который лежит на спине, с одновременным разгибанием колена. При этом возникает характерный хруст.

Основные методы инструментальной диагностики травмы медиального мениска, располагающиеся в порядке возрастания чувствительности и специфичности:

• рентгенография;
  • УЗИ;
  • МРТ.

Рентгенография – наименее предпочтительный вариант диагностики. В зависимости от квалификации врача и качества оборудования чувствительность метода составляет 60-90%. К тому же, не все сопутствующие повреждения могут быть выявлены с помощью рентгена.

Более точным исследованием является УЗИ, которая позволяет эффективно отображать не только плотные структуры, но и мягкие ткани. Чувствительность метода – 80-100%, в зависимости от профессионализма врача.

Лучший вариант неинвазивной диагностики – МРТ. Если медиальный мениск коленного сустава поврежден, с вероятностью до 95% точный диагноз может быть установлен с помощью этого метода. Уточняется особенность травмы, выявляются признаки сопутствующих повреждений.

В сложных диагностических случаях врачи проводят диагностическую артроскопию. Тонкая трубка с камерой вводится в полость сустава через небольшой разрез, что позволяет доктору рассмотреть его изнутри и выявить все повреждения. Хотя методика инвазивная, она обеспечивает самые точные результаты. С помощью артроскопии удается точно определить область разрыва и степень тяжести травмы.

узи

При повреждении медиального мениска коленного сустава лечение может быть консервативным или хирургическим. Консервативная тактика применяется редко. Хрящевая ткань лишена сосудов. Часть мениска, расположенная вдали от капсулы, практически не кровоснабжается, получая питательные вещества лишь из синовиальной жидкости. Поэтому консервативное лечение возможно лишь при минимальных разрывах, оно обычно длительное и не всегда успешное.

В большинстве случаев лечить заболевание приходится с помощью операции. Варианты хирургических вмешательств:

• эндоскопическая резекция мениска (частичное удаление);
  • менискэктомия, иногда с трансплантацией мениска;
  • шов мениска.

Разные подходы имеют свои преимущества и недостатки. В клинической практике используется преимущественно шов или резекция мениска. Полное его удаление крайне нежелательно из-за угрозы развития остеоартроза.

При небольшом продольном разрыве медиального мениска коленного сустава лечение может быть проведено путем его восстановления. Поврежденную структуру сшивают. Такая тактика часто применяется при повреждении заднего рога медиального мениска коленного сустава. Она предпочтительна у пациентов молодого возраста. Но операция имеет большой недостаток: длительный реабилитационный период, что не всегда допустимо для профессиональных спортсменов.

Самая частая операция – резекция внутреннего мениска. Оторванную или подвижную его часть удаляют, чтобы она не блокировала и не травмировала сустав. Врач стремится выполнить максимально экономную резекцию, чтобы полностью сохранить функцию колена.