Повреждение латерального мениска

В колене человека есть медиальный и латеральный мениски, которые выполняют функцию амортизаторов. Они сглаживают и смягчают контакты между суставными поверхностями. Каждый мениск состоит из тела и двух рогов.

Во время занятий спортом или в результате возрастных дегенеративных изменений может произойти повреждение латерального мениска. Оно встречается в 6-8 раз реже по сравнению с разрывом внутреннего мениска, но является более тяжелым и чаще приводит к остеоартрозу.

У молодых пациентов латеральный мениск коленного сустава повреждается в результате травмы. Как правило, это вращение голени наружу во время приседания или вставания. Ротация при фиксированной стопе приводит к ущемлению хрящевой структуры между костями, вследствие чего может произойти разрыв латерального мениска.

У пожилых пациентов чаще встречаются дегенеративные повреждения. Они развиваются на фоне артроза и тяжелее поддаются лечению.

Виды

Для выбора лечебной тактики наибольшее значение имеет локализация и протяженность повреждения.

По локализации различают повреждения продольные, лоскутные, радиальные, горизонтальные, в форме ручки лейки, разрыв передних рогов менисков или задних рогов. Часто разрыв переднего рога латерального мениска сочетается с другими его повреждениями, и такие травмы считаются комбинированными.

Планируя лечение, врач обращает внимание на протяжённость повреждения. Большими считаются разрывы более 1,5 см. Они с меньшей вероятностью заживают при консервативном ведении пациентов или после сшивания мениска.

травмы колена

В момент травмы пациент ощущает сильную боль. Колено опухает, его подвижность ограничена. Часто возникают блокады сустава: больной не может разогнуть ногу. Блокада может на некоторое время исчезнуть, а затем появляется снова. Некоторые движения сопровождаются хрустом.

В ходе обследования пациента врач проводит клинические пробы. Они позволяют с высокой вероятностью предположить разрыв латерального мениска коленного сустава, но окончательный диагноз устанавливается после инструментальной диагностики.

Основные методы исследования:

• рентгенография;

• ультразвуковая диагностика;

• МРТ.

Лучше всего латеральный мениск визуализируется с помощью МРТ. Методика также позволяет выявить сопутствующие повреждения, например разрывы передней крестообразной или боковых связок колена.

Иногда для диагностики используется диагностическая артроскопия. Хотя этот метод инвазивный, он самый точный.

Когда пациенты повреждают наружный мениск, эта травма часто более тяжелая по сравнению с травматизацией внутреннего мениска. К тому же, при отсутствии адекватного лечения у пациентов чаще развиваются функциональные нарушения и дегенеративные процессы.

По возможности лечение направлено на восстановление мениска или, по крайней мере, сохранение большей его части. Особенно предпочтительны такие операции у молодых пациентов. Латеральный мениск более важен для сохранения функции колена по сравнению с медиальным. Его удаление чаще приводит к быстрому развитию и прогрессированию остеоартроза.

В некоторых случаях мениск сшивают. Это возможно при разрывах вблизи капсулы сустава. Такая тактика лечения улучшает отдаленные результаты и снижает риск артроза. Но она не лишена недостатков:

• у части пациентов мениск не срастается, поэтому доля повторных операций достигает 25%;

• длительная реабилитация.

Функциональные исходы зависят от возраста пациента, его пола, опыта хирурга и тяжести повреждения. При комбинированных повреждениях, особенно когда имеет место разрыв рога латерального мениска и его тела, доля благоприятных исходов составляет лишь около 15%, поэтому шов в таких ситуациях не применяют. В то же время прогноз значительно лучше у молодых пациентов и детей. У них после наложения шва полное восстановление мениска наблюдается в 80% случаев и более. Неодинаковые результаты лечения получают у мужчин и женщин. Регенерация у женщин проходит хуже, потому доля повторных операций после сшивания достигает 50%.

Самая частая операция – артроскопическая резекция мениска. Врач может удалить передний рог латерального мениска или другой фрагмент, который блокирует движения в суставе. Резекция выполняется максимально экономная, с сохранением как можно большего количества хрящевой ткани. Нередко резекция переднего рога мениска дополняется пластикой передней крестообразной связки.

При изолированном повреждении мениска его парциальная резекция обычно приводит к благоприятным функциональным исходам. Важным преимуществом операции является возможность быстрого восстановления: уже через месяц после вмешательства пациент может вернуться к привычному образу жизни и регулярным тренировкам.